15 января - 21 февраля 2020года
15 января в 18:00 в Пермской Арт-резиденции состоится открытие выставки железной скульптуры Олега Филимонова. В экспозиции, обращающейся к теме сохранения исторического наследия, будут представлены работы, созданные в период с 2017 по 2019 год.
Проблема сохранения старинных зданий остается острой для всех городов России, в том числе и Перми. Какие-то памятники архитектуры утрачены безвозвратно, другие находятся под угрозой исчезновения. Одной из первых работ, давшей начало этой выставке, стал «Железный мамонт» - символ вымирающего вида. Скульптура была создана в защиту исторически значимых объектов городской среды и стала актуальной метафорой. В последующие три года было сделано ещё более 20 композиций.
Интересно, что материал для создания скульптуры, автор находит в разрушающихся старинных зданиях. Технология строительства в Х1Х, нач. ХХ вв. предполагала использование разнообразных конструктивных элементов из кованого железа. Некоторые из них можно было видеть снаружи здания, но большинство было скрыто в толще кирпичных стен и обнаруживается сейчас, по прошествии более сотни лет, в большинстве случаев при печальных обстоятельствах – сносе здания. Значение и особенности многих из этих элементов мало изучены историками архитектуры. Таким образом, данная выставка призвана обратить внимание и на эту проблему.
В некоторых скульптурах использованы железные предметы с сохранившимися клеймами известных уральских заводов. Клеймо Добрянского железоделательного завода графа Строганова можно найти на «скелете» мамонта. Клейма Юго-камского завода княгини Бутеро-Родали урожденной Шаховской включены в композиции «Хозяина железной горы», «Двуглавого ящера» и «Лесоповал». Самое же старое клеймо, одного из демидовских заводов, стоит на большой скобе из композиции «Старый соболь» и относится к 1738 году, по всей видимости, данный предмет использовался при строительстве ещё Егошихинского завода.
Немаловажная особенность представленных объектов в том, что они перекликаются со многими темами нашей пермской истории. «Человеколось» и «Скифский медведь», «Двуглавый ящер» и «Симург» отсылают нас к тематике пермского звериного стиля. Композиция «Огнепоклонники» связана с вопросом отношений древних жителей Прикамья и представителей зороастризма – древних Персов. «Железной горы хозяин»- персонаж выдуманный и придуман по аналогии с бажовской хозяйкой медной горы. Композиция «Парк Пермского Периода» иллюстрирует идею создания такого парка, сущность и концепцию которого ещё даже не выработали. Изображение клейма старых демидовских заводов «Старый соболь» воздает дань почестей самому лучшему в мире уральскому железу.
Необычна история создания скульптуры «Скифский Медведь». Незадолго до этого автор начал разрабатывать идею существования в раннем железном веке «Пермской скифии». В своей работе «Медведи пермской скифии» Олег Филимонов предполагает существование своеобразного медвежьего культа на территории Прикамья. Под впечатлением данной теории и была создана скульптура «Скифский медведь».
Проблема сохранения уникального в своём роде железного материала остается и, конечно, по мере его поступления в распоряжение автора, работа над новой скульптурой будет продолжена.
Открытие выставки состоится 15 января в 18:00 в Пермской Арт-резиденции (ул. Монастырская, 95а). Выставка продолжит работу до 23 февраля. Вход на мероприятие - свободный. Подробности на сайте p-a-r.ru.
Проект реализуется при поддержке администрации города Перми.
< | Декабрь 2019 | > | ||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1
| ||||||
2
|
3
Выставка «Академическая школа в современном мире»
25-летию кафедры живописи Пермского государственного института культуры, памяти народного художника СССР Е.Н. Широкова посвящается. Живопись. 05 декабря 2019-08 января 2020 |
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Copyright © 2010-2015
Агентство социокультурных проектов Перми