События

17.10.2016

«Перепутанное время. Век XX . –век XXI. Лапшин 75».

Живопись, сценография, графика, объекты, печать. 12 октября 2016 – 11 ноября 2016 года.

От автора: Проект о времени объединил в одном выставочном пространстве Пермской Арт-резиденции произведения, созданные в период  от начала 60х годов XX столетия до наших дней. Это живописные  и графические работы, эскизы театральных декораций, объекты, печать. В пространстве экспозиции существует самостоятельный блок, названный мною «Репродукция времени». Это фоторепродукции с живописных и графических произведений из коллекции моего друга Станислава Макеева.

Из статьи «Я нашел свое творческое начало…» С. Макеева:

«..Снова и снова всплывают в памяти картины моего первого знакомства с Ю.Н. Лапшиным. Это было 25 лет тому назад. Я в Центральном выставочном зале. Весенняя выставка пермских художников. Множество картин. И вдруг, блок из шести работ. Они излучают свет и притягивают к себе невидимыми нитями. В углу каждой из них стоял знак «ЛЮ-91»… Так судьба подарила мне эту встречу, во многом предопределившую мои дальнейшие жизненные шаги…»

Есть в этом проекте и репродукции работ, которые сейчас находятся в зарубежных коллекциях, частных собраниях и галереях.

И еще немного об экспозиции выставки: Память, запечатленная в фотографиях моего отца, мамы, деда, бабушки, родных моих людей и конечно жены Веры, которая со мой уже 48 лет стала той крепкой осью, на которую и вокруг которой разместились мои ранние пейзажи, первые композиции, театральные эскизы, «Другие планеты» и «Другие миры», портреты, персонажи, «Предчувствия» и многое многое другое. И очередная попытка преобразить мир в другом пространстве посредством формы, цвета…Эта задача для меня всегда главная, она складывается из картин сложного и одновременно простого мира. Для меня Время не имеет конца, где предметы и события могут вызвать чувство тревоги, неудовлетворенности, радости. Желание понять эти чувства, стремление разгадать ,что это такое? Но ответа нет. И ты опять начинаешь все сначала.

Из проекта «Вектор времени». Виталий Пацюков (г. Москва):

«..Юрий Лапшин рассматривает окружающий мир, как зрелище,  как постоянную мизансцену, живущую и играющую в великий античный театр...Его многослойный ландшафт, блестяще выстроенный со всеми своими ассоциативными рядами, свидетельствуют о рождении  абсолютно новой картине мира, возникающей в энергетике Золотой Пармы»

Она становится манифестом прихода иной культуры, культуры возвращения  естественных ценностей…

…Они естественно ложатся рядом с автопортретами художника, заявляя не только об аристократичности искусства и его элитарности, но и его демократичности, предлагая не только альтернативу, а органическое вхождение «пермского взгляда» в полисемантику современной культуры…»

Татьяна Тихоновец, искусствовед:

«Свой театр жизни он выстраивает и на своих картинах. «Театр Юрия Лапшина» можно рассматривать бесконечно.

Герои какой-то пьесы, существующей в воображении Лапшина, неустанно играют свою драму. Безмолвный спектакль разворачивается без антрактов и не нуждается в одобрении публики. Он замкнут и распахнут одновременно. Многие таланты, умея выстаивать спектакль на сцене, оказываются бездарными режиссерами в своей собственной судьбе. Юрий Лапшин ставит этот спектакль всю жизнь. Добавляет в него новые краски и новых героев. Каждый акт этого спектакля решен то в комедийном, то в трагическом ключе, а иной раз появляется близкая нашему  сердцу мелодрама…Словом ин Создатель и творец своего Мира, своей Вселенной, живущей по тем законам, которые он сочинил сам. Про него Винниченко написал строки, которые звучат как заклинание: «И помни, в чем-то  равен Богу Художник в возрасте любви». Собственно художник  только и остается художником, если он способен к любви. Все остальное имитация.

Когда-то  Лапшин сам многое расшифровывал в своей душе. В 1989 году, как он добавляет «за год до пожара» он написал «Двойной автопортрет». Взгляните на эти разные лица, на маленького мальчика с белым флажком, на соединенные руки белого и черного человека. Они едины. Они и есть художник Лапшин...

…Лапшин любит писать женщин, но по настоящему, героиня у него одна - хрупкая женщина с большими и часто грустными глазами его Хранительница, его Спасительница, его Жена. Честно говоря, я редко встречала женщин, которые как бы служили своему мужу, как это делает Вера. И когда Лапшин счастлив, он пишет ее. И тогда Лапшин в чем-то виноват, он тоже пишет ее, изживая в картинах свою вину…»

Вера Лапшина:

Рожденный  под бомбами в 1941 году на оккупированной фашистами орловщине, выживший в годы Великой Отечественной войны, маленький мальчик Юра стал рисовать. Он рисовал много, потому что его папа был художником, рисовал увлеченно, создавая свою красоту на бумаге (некоторые детские работы сохранили его мама и бабушка…). А вокруг лежали развалины родного города. Обезображенные дома, покореженные мостовые, взорванные мосты. А на  перекрестке двух улиц  в центре города открылся кукольный театр, хотя  совсем недавно отгремел первый салют Победы в честь освобождения Орла и Белгорода.

 Его неуемная  фантазия находила прекрасное в обломках старого металла, обрывках веревки, серебристых досках от забора. Создавались необыкновенные  объекты из кучи ненужных вещей. Это началось давно и продолжается до сих пор. Юра как будто недоиграл в детстве и сейчас создает  картины-объекты  для взрослых.

…Иногда он становиться провидцем для самого себя. Жутко смотреть на его автопортреты со следами крови  и вспоминать, что через несколько  месяцев он балансировал между  жизнью и смертью.

А придуманные им  пятьдесят с лишком лет тому назад, в двадцатом веке образы людей будущего с огромными лбами, большими красивыми глазами и абсолютно лысыми головами, в двадцать первом веке стали реальностью…»

Михаил Сурков, куратор арт-проектов:

«Кто же такой Юрий Лапшин относительно Перми, как территории культуры в целом? Хочет он того или нет, а сравнение с Пикассо напрашивается само собой. Во-первых, внешность. Если не как две капли воды, то братья - точно. Во-вторых, бешеная работоспособность. Пикассо в период всемирной славы покупал дом,  заполнял его произведениями до отказа и покупал новый дом. Дай Юрию Николаевичу волю и деньги, он делал бы это не меньшими темпами. В-третьих,  умение рисовать, что сейчас  смотрится как пережиток прошлого века. В-четвертых,  его безудержное стремление экспериментировать и изменяться, все время оставаясь самим собой. Про картины любого из его периодов ( тоже аналогия)сразу можно сказать: Лапшин. В-пятых, и, может быть это самое знаменательное совпадение, содружество Лапшина и театра…

…Основные свои произведения художник создает в Перми, хотя с таким же успехом мог работать  в Москве или Нью-Йорке. Дело здесь не с востребованности или конъюнктуре, но таково  свойство некоторых территорий  затягивать и не отпускать людей, которым на ней хорошо. И Лапшину действительно хорошо в Перми. Художник ждет новых зрителей, хочет разговаривать с ними, хочет новых впечатлений…».

P.S. Выставка «Перепутанное время.  Век XX . –век XXI» посвящается моему отцу, маме, деду, бабушке, всем моим родным и близким родственникам…

..Моей жене Вере огромная благодарность за терпение и любовь, и… это твоя выставка! Ура!

Юрий  Лапшин.

Проект реализуется при поддержке администрации г. Перми.

Пермская Арт-Резиденция

Пермь, Монастырская, 95а
(342) 215-37-72

Посмотреть на карте


Copyright © 2010-2015
Агентство социокультурных проектов Перми